Переработка лома радиаторов
Автомобильные радиаторы можно разделить на медные и алюминиевые.
Радиаторы разделывают для отделения стальных деталей от цветных металлов ручным, механическим или огневым способами:
-
При ручном способе разделку радиаторов производят инструментом, отделяя стальной кожух от корпуса радиатора, затем отделяют патрубки и мелкие детали от бачков. Отделенные элементы радиаторов с остатками латуни и припоя сортируют с визуальной оценкой вида материалов на две группы: лом цветных и лом черных металлов.
-
При механическом способе стальной кожух отделяют ножницами. Производительность этого способа разделки по сравнению с ручным ниже, так как отделение железных деталей и при этом способе ведется вручную. Затраты времени на эту операцию остаются такими же, как при ручном способе.
-
При огневой резке места крепления кожуха к остову радиатора прогревают пламенем резака. Припой плавится и стекает с радиатора. Последовательно прогревая все места пайки, радиатор освобождают от стального кожуха, на котором остается незначительное количество наплывов припоя. Так же отделяются и другие стальные детали.
Процесс разделки и сортировки
Радиаторы, у которых кожух крепится с помощью болтов, разделывают путем их срезания. На месте разделки производят сортировку полученных продуктов. Стальные детали, освобожденные от припоя, после пакетирования направляют на переплав предприятиям, перерабатывающим вторичные черные металлы. Латунный корпус радиатора поступает на пакетирование, а затем подвергается металлургическому переделу для выпуска оловянных бронз. Часть лома радиаторов в пакетированном виде используют для производства подготовительных сплавов.
Стальные детали с каплями и наплывами припоя, остатками латуни накапливают и отгружают как низкокачественный лом черных металлов, содержащих медь. Припой, который стекает при оплавлении на площадку, переплавляют в слитки, которые реализуют как оловянно-свинцовые сплавы.
Потери и выбросы в атмосферу переработке радиаторов
Общие потери цветных металлов при этом способе разделки радиаторов составляют чуть выше 4 % и представлены потерями с ломом черных металлов, угаром при резке и потерями при переплавке припоя.
Огневая резка радиаторного лома сопровождается значительными выделениями вредных веществ. Запыленность воздуха, удаляемого от места разделки, составляет в среднем 87 мг/м3. В пыли находятся свинец, олово, цинк, медь, т.е. металлы, содержание которых в воздухе рабочей зоны и в атмосфере населенных пунктов лимитируется санитарными нормами.
Процесс подготовки радиаторного лома малопроизводителен и требует большого количества ручного труда. Разработана технология механизированной подготовки лома радиаторов к металлургическому переделу, которая включает следующие операции: дробление, грохочение, магнитную сепарацию и пылеулавливание. Широкого применения эта технология пока не нашла.